Дмитрий Певцов (ortorus) wrote,
Дмитрий Певцов
ortorus

Цирк… но не только




Часть первая. Цирк…

olegvm: о. Иустин (Попович) в "Экуменизм и христианство" писал, что в Церкви все Таинство.

alexandrg: А как Вы это понимаете? "Все" – это уж больно широкое понятие.

olegvm: Богослужебная и молитвенная жизнь. Все направлено на соединение человека с Богом.

alexandrg: По-моему, при таком широком понимании размывается сам смысл понятия "таинство". И тем самым обедняется богословский язык.

olegvm: ИМХО нет.

alexandrg: А как тогда обозначить принципиальную разницу между, например, таинством евхаристии и "таинством" установки свечи на подсвечник?

olegvm: А никакой жесткой грани и нет.
Установка свечи на подсвечник это часть молитвенного ритуала.

alexandrg: Я говорил не про "жесткую грань", а про принципиальную разницу. Если, например, убрать из всех православных храмов свечи и подсвечники, то в бытии Церкви ничего принципиально не изменится. А вот если убрать евхаристию?
olegvm: И ввести другие способы соединения с Телом Христа.
Принципиально тоже ничего не изменится.

alexandrg: Интересно. А что это за "другие способы" и как их можно "ввести"? Евхаристию-то установил Сам Христос, и Церковь никогда не существовала без евхаристии. А свечи – это уже т.ск. "украшательство". Церковь и без свечей может обойтись. А вот без "способов соединения со Христом" – уже нет. Или Вы считает, что свечи – это тоже способ соединения со Христом, ничем принципиально от евхаристии не отличающийся и столь же важный для спасения?

olegvm: Другими способами может быть, что угодно. Например, крещение.
Евхаристию установил Сам Христос, но это не значит, что Он не мог установить что-нибудь другое.
Свечи это тоже способ соединения со Христом, но не столь же важный для церковной жизни, как Евхаристия.

alexandrg: 1. И как же эту разницу между важностью и "не столь важностью" обозначить?

2. Интересно, а расстилание коврика – это тоже способ соединения со Христом?
olegvm: Если это часть богослужения, то почему нет?

alexandrg: Соединить с Богом может только Сам Бог. Где в расстилании коврика действие Бога? И кого именно оно соединяет с Богом? Того, кто расстилает? Того для кого расстилают? Тех, кто на это смотрит?
И как это соединение происходит? Через созерцание коврика?
olegvm: Бог сообщает благодать собравшимся ради Христа для общей молитвы на богослужение.
А расстилание коврика, как и все в богослужении призвано приготовить собравшихся к восприятию благодати.

alexandrg: А Он сообщает эту благодать через расстилание коврика?
olegvm: Он сообщает через все элементы богослужения. И через расстилание коврика тоже.
alexandrg: А каким образом расстилание коврика готовит собравшихся к восприятию благодати?
olegvm: Обозначает некую необыденность происходящего.

alexandrg: И, если предположить, что коврик не был растлен (неважно, по какой причине), то собравшиеся оказываются неподготовленными к восприятию благодати?

olegvm: Расстилание коврика имеет неизмеримо меньшее значение, чем катехизация или исповедь, но я вполне допускаю, что для кого-то оно может оказаться той мухой, которая сломала горб верблюду.

alexandrg: Честно говоря не очень понятно, как это сообщение происходит

Кроме того, вы выдвинули сразу два тезиса:
1. Через расстилание коврика сообщается благодать.
2. Расстилание коврика подготовляет к сообщению благодати.
olegvm: А во всех остальных случаях понятно?
У меня к Вам такой вопрос. Вы постоянно вопросы ко мне сопровождаете улыбками. Я немного теряюсь. Может я говорю настолько откровенную чушь, что и не имеет смысл ко мне обращаться с вопросами? Давайте тогда избавим друг друга от этих бессмысленных и бесполезных бесед.

Часть вторая. … но не только.

Последняя реплика в этом замечательном диалоге (в кусты – "непобежденным"), как и словечко "ИМХО" (имею мнение, хрен оспоришь – именно в этом смысле оно обычно фигурирует в высказываниях olegvm), очень типичны для данного комментатора.

Сам он, слава Богу, на православные темы не пишет; разве что выносит их иногда из собственных споров в других журналах, желая обнародовать "ничтожные мнения дилетантов".

Благодарю Вас, Александр, за терпение, с которым Вы столь выпукло обозначили "достоинства" своего оппонента.

Надеюсь, Ваш труд не будет напрасным, и многие осознают не только бессмысленность, но и душевредность даже простой переписки с olegvm.

Ну, а Вам, Олег, хорошо бы взглянуть на себя со стороны.

Tags: маразм
Subscribe

  • Грех мiра

    Евангелие от Иоанна, глава 1, стих 29. Славянский текст: агнецъ бож iй, вземляй грехи м iра". Синодальный перевод: "Агнец Божий, Который…

  • Покрасовался

    Комментируя сегодня на радио «Вера» Евангелие (Ин 2:4), кандидат богословия, старший преподаватель кафедры библеистики, доцент кафедры…

  • Истина и РПЦ МП

    В одном из писем Ф.М. Достоевский написал: «Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • Грех мiра

    Евангелие от Иоанна, глава 1, стих 29. Славянский текст: агнецъ бож iй, вземляй грехи м iра". Синодальный перевод: "Агнец Божий, Который…

  • Покрасовался

    Комментируя сегодня на радио «Вера» Евангелие (Ин 2:4), кандидат богословия, старший преподаватель кафедры библеистики, доцент кафедры…

  • Истина и РПЦ МП

    В одном из писем Ф.М. Достоевский написал: «Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то…